Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Участие подростков в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью: смыслы и практики

Филипова Александра Геннадьевна

доктор социологических наук

зав.лабораторией комплексных исследований детства, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

690950, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, оф. 1625

Filipova Alexandra Gennadyevna

Doctor of Sociology

Head of Childhood Research Laboratory, Vladivostok State University of Economics and Service  

690950, Russia, Primorskii krai, g. Vladivostok, ul. Gogolya, 41, of. 1625

Alexgen77@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Козлов Владимир Александрович

кандидат экономических наук

доцент, кафедра демографии, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20

Kozlov Vladimir Aleksandrovich

PhD in Economics

Docent, the department of Demography, National Research University “Higher School of Economics”

101000, Russia, g. Moscow, ul. Myasnitskaya, 20

vakozlov@hse.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.12.31520

Дата направления статьи в редакцию:

28-11-2019


Дата публикации:

03-01-2020


Аннотация: Право детей на выражение собственного мнения и участия в решении вопросов, затрагивающих их интересы, актуализировалось после ратификации Россией Конвенции ООН «О правах ребенка». Зарубежными и отечественными исследователями ведется дискуссия по поводу возможностей и барьеров участия детей в решении разных вопросов. Предметом данной работы выступают смыслы и практики участия детей в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью. Выделены три уровня анализа – семейный, школьный и уровень места проживания. Материалы исследования были собраны в восьми населенных пунктах Приморского края в ходе социологической экспедиции с помощью метода фокус-групп. Участники фокус-групп – подростки 14-17 лет. Параллельно изучались материалы федеральной и региональной статистики. Научная новизна исследования заключается в обращении к региональному опыту участия подростков в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью. Результаты исследования показали слабую вовлеченность детей в решение вопросов муниципального уровня, в т.ч. через деятельность детско-молодежных общественных организаций, более низкий уровень подростковых инициатив в сельской местности в сравнении с городской по причинам неразвитости общественных организаций, отсутствии финансовых ресурсов. По мере взросления социальная активность подростков снижается, вовлеченность в социально значимую деятельность вытесняется подготовкой к государственным экзаменам, профессиональным самоопределением и пр. Участники исследования продемонстрировали свою удовлетворенность участием в решении семейных вопросов, частичную удовлетворенность – в решении школьных вопросов. Для школьного уровня актуальным остается проблема выражения подростком собственного мнения, а также уважительного отношения к нему со стороны учителя.


Ключевые слова:

участие, подростки, Приморский край, право на участие, общественные организации, региональная статистика, фокус-группа, семья, школа, муниципалитет

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
в рамках научного проекта № 19-011-00654

Abstract:   The right of children to freely express their opinion and participate in decision-making that affect their interests became mainstream after Russia’s ratification of the United Nations Convection “On the Rights of the Child”. There is an ongoing discussion between the Russian and foreign experts on the possibilities and barriers of children’s participation in decision-making. The subject of this article is the concepts and practices of participation of children in decision-making pertinent to their livelihood. Three levels of analysis are determined – family, school, and place of residence. The materials were collected in the eight cities of Primorsky Krai during sociological expeditions via focus group research method. The author also examines the materials of federal and regional statistics. The scientific novelty consists in reference to the regional experience of participation of teenagers in decision-making pertinent to their livelihood. The results demonstrate a low level of children’s engagement into decision-making of municipal level, including through the activity social organizations for children and youth; the lower level of youth initiatives is observed in rural areas due to underdevelopment of social organizations and lack of financial resources. Social activity of teenagers reduces as they get older; the involvement into socially important activity is replaced by preparation for state exams, professional self-determination, etc. The respondents demonstrated their content with participation in family decision-making processes, and partial content in addressing the school issues. For the school level relevant remains the problem of expressing own opinion by a teenager, as well as teacher’s respect of it.  


Keywords:

participation, teenagers, Primorskiy region, right to participate, public organisations, regional statistic, focus group, family, school, municipality

Введение

Исследование механизмов участия детей в процессе принятия решения представляется актуальной задачей, особенно в рамках реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, предполагавшей максимальную вовлеченность детей в процесс принятия решений. Тем не менее, данные мониторинга реализации Стратегии практически не предполагают рассмотрения индикаторов вовлеченности детей. Росстат, например, рассматривает в качестве индикатора реализации Стратегии участие детей в общественных организациях. При этом предложения по мониторингу реализации задачи по привлечению детей к процессу принятия решений возникали среди российских ученых и экспертов [1]. После завершения действия Стратегии, в рамках реализации Первого этапа (2018-2020) программы Десятилетие детства в РФ 2018-2027 участие детей в процессе решения вопросов, связанных с их жизнедеятельностью, фактически отходит на второй план.

Дискуссия о необходимости привлечения детей к процессу принятия решений ведется довольно давно, причем, в последнее десятилетие в мире появлялось все больше стран, где умеренное вовлечение детей в политический процесс идет довольно активно.

В мировой литературе указан ряд основных проблем участия детей в процессе принятия решений. С одной стороны, противники участия часто упоминают недостаточный уровень психологического, социального и физического развития детей, уязвимость их позиции под давлением авторитета взрослых, существенные различия в наборе прав и обязанностей у детей и взрослых, коммуникационный барьер между детьми и взрослыми, который опять же построен на психологических различиях [2]. Часто аргументы против участия детей в процессе принятия решений воспринимаются как мифы, например, неспособность детей принимать ответственные решения, необходимость наделения правами только после оформления обязанностей, различия места детей в традиционной и современной культурах и др. [3]. Часто считается, что дети, которые выступают на различных мероприятиях, направленных на учет и изучение их интересов, по факту не являются типичными представителями местных детей и подростков и не могут говорить за все детское сообщество, в то время как взрослые лучше представляют себе интересы типичного ребенка на конкретной территории [4].

С другой стороны, аргументы в поддержку активного использования мнения детей при принятии решений очень сильны. Например, сторонники детского участия говорят о том, что дети демонстрируют реальный, а не поддельный интерес к политическому процессу, и возможность участвовать в принятии решений, как правило, воспринимается детьми положительно независимо от их социально-демографического и экономического статуса [5, 6]. В современную цифровую эпоху несовершеннолетние обладают всеми необходимыми компетенциями для исследовательской работы, демонстрируют способности к аналитическому мышлению и проектированию, не говоря уже об использовании современных, инновационных методов – всего, что необходимо для процесса принятия решений [5,7]. Кроме того, эксперты отмечают впечатляющие способности детей к честному, независимому, полному энтузиазма выражению своих мыслей [5], а при общении с должностными лицами дети зачастую держаться более уверенно, чем их родители [7]. В то же время в детстве достаточно рано формируется способность к восприятию чужой точки зрения, что важно для решения задач на уровне, например, местного самоуправления, где необходимо принятие коллективных решений [6, 8].

Подробно проблемы участия детей и взаимодействия с муниципальными органами власти в реализации мероприятий, затрагивающих их непосредственные интересы, представлены в ряде российских работ начала 2010-х гг., подготовленных экспертной группой под руководством И.Е. Калабихиной для UNICEF [9, 10].

Целью настоящего исследования является сравнение смыслов и практик участия детей в решении вопросов на уровнях семьи, школы и города/поселка.

Материалы и методы

Для оценки участия детей в процессе принятия решений в целом по России используется выборочное обследование Комплексное наблюдение условий жизни населения (КОУЖ) за 2016 и 2018 гг. Для оценки значимости различий между показателями в рамках данного обследования использовался анализ таблиц сопряженности с помощью показателя Хи-квадрата Пирсона.

Для изучения особенностей участия детей в решении разных вопросов на семейном, школьном уровнях и уровне района проживания были проведены 8 фокус-групп среди детей старшего школьного возраста (14-17 лет) в рамках проекта студенческих экспедиций НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» в октябре 2019 года. В каждой фокус-группе участвовали 8 учеников старших классов. Мероприятия проводились в городах: Находка, Уссурийск, Арсеньев и Дальнегорск, а также в селах Владимиро-Александровское (Партизанский муниципальный район), Камень-Рыболов (Ханкайский муниципальный район), Анучино (Анучинский муниципальный район) и Рудная пристань (часть городского округа Дальнегорский). Гайд фокус-групп включал четыре блока вопросов, связанных с участием в решении семейных, школьных и городских/сельских вопросов, а также членством в различных общественных организациях.

Общие демографические характеристики (численности населения и детей) мест проведения интервью указаны в Таблице 1 [11, 12]. Важно заметить, что численность населения сел значительно ниже населения муниципальных районов, в которых они расположены, но найти точную численность населения села на начало 2019 года практически невозможно (только на момент проведения Переписи населения 2019).

Таблица 1. Демографические характеристики территорий проведения фокус-групп

Численность населения на 1.1.2019

Численность (%) детей в возрасте 14-15 лет на 1.1.2019

Численность (%) детей в возрасте 16-17 лет на 1.1.2019

Арсеньевский городской округ

52251

1182 (2.3)

1040 (2)

Дальнегорский городской округ

42308

917 (2.2)

754 (1.8)

Находкинский городской округ

148280

3033 (2)

2900 (2)

Уссурийский городской округ

198983

4002 (2)

4521 (2.3)

Анучинский муниципальный район

13027

336 (2.6)

294 (2.3)

Партизанский муниципальный район

29440

686 (2.3)

547 (1.9)

Ханкайский муниципальный район

21637

470 (2.2)

453 (2.1)

Результаты и их обсуждение

Дети и общественные организации (движения)

Показатели по участию детей в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы, в России получить практически невозможно. В рамках реализации Национальной стратегии Росстат собирает определенную статистику, доступную сайте Федеральной службе в подразделе «Семья, материнство и детство» раздела «Семья». Однако данная статистика представляет собой только долю детей, которые имеют членство в каких-либо общественных объединениях (см. Таблицу 2) [13]. Тем не менее, так как полученные цифры рассчитаны на основании Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ) за 2014, 2016 и 2018 года, мы можем обратиться непосредственно к базе микроданных КОУЖ, которая находится в свободном доступе на сайте Росстата.

Таблица 2. Доля детей в возрасте 15-17 лет, имеющих членство в каких-либо организациях (движениях) по федеральным округам, %

2014

2016

2018

Российская Федерация

2.2

1.3

2.8

Центральный федеральный округ

2.1

0.7

4.2

Северо-Западный федеральный округ

1.8

2.3

1.8

Южный федеральный округ

3.7

0.8

1.4

Северо-Кавказский федеральный округ

1.8

0.1

0.9

Приволжский федеральный округ

1.4